Смотровая яма, в первую очередь, создана для удобства автовладельца, качества и быстроты ремонта машины. Вместо того, чтобы лежать под днищем, растянувшись на земле, упираясь носом в железки и не иметь возможности для нормального маневра, можно спокойно уверенно стоять под машиной, подсвечивать нужные детали переносными лампами, доставать из ниши нужные инструменты. Все эти возможности дает смотровая яма в гараже. При наличии нужного оборудования техническое обслуживание и мелкий ремонт автомобиля можно выполнять самостоятельно в своем гараже. Кроме днища автомобиля смотровая яма откроет доступ к труднодоступным узлам и агрегатам машины, к которым даже нельзя пролезть под колесами, не используя подъемник.
Главными недостатками смотровой ямы считают две вещи. Во- первых, это зависимость фундамента от грунтовых вод. Если на участке воды подходят близко к поверхности, сезонного затопления ямы, отсыревания и растрескивания стенок, бесконечной влаги внутри гаража не избежать. В этом случае содержание смотровой ямы в надлежащем виде отберет слишком много сил и средств и лучше вообще ее не обустраивать.
Как следствие первой причины, противники смотровых ям приводят другую – из-за разности температур холодный воздух из ямы будет подниматься вверх, оседать конденсатом на днище автомобиля и деталях и вызывать коррозию металла. В гараже всегда будет повышенная влажность.
Но на любое действие есть противодействие. Если грунтовые воды позволяют, яму можно оборудовать не под днищем автомобиля, а в стороне от его стоянки. Дыру можно прикрыть люком или деревянными досками, обмотав их для гидроизоляции полиэтиленом, и проникновение влажности из ямы прекратится.
Обустройство смотровой ямы оправдано, если уровень грунтовых вод под гаражом ниже 2,5- 3 м. Тогда можно не ограничиваться одной лишь ямой, строить полноценный подвал для хранения продуктов.
Ширина смотровой ямы должна быть примерно на 10-15 см уже расстояния между колесами машины (колесной базы). Если планируется покупать новую машину или обслуживать с помощью смотровой ямы сразу несколько машин, ширину нужно искать универсальную. По длине яма должна быть больше, чем автомобиль, тогда в яму удобно будет спуститься при помощи стационарной или приставной лестницы, не откатывая при этом машину. По глубине яму выбирают такую, чтобы в ней удобно было стоять с вытянутыми руками и дотягиваться до деталей автомобиля. Обычно глубина около двух метров.
При устройстве ямы хорошо бы предусмотреть специальные ниши по бокам, где можно сложить подручные инструменты и детали. По периметру ямы можно навесить лампы дневного света или неяркие светильники для подсветки днища автомобиля.